«О детском послушании»
Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребенок станет понимать мнения окружающих.
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет».
А Лев Николаевич Толстой писал так: «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях».
Важно:
- Выработка единства требований к ребенку.
- Осознание необходимости и правильности требований, предъявляемых к ребенку.
- Наличие последовательности в требованиях.
Поразмышляйте, пожалуйста, над словами писателя А.Платонова: «Чтите своего ребенка. Ему суждено остаться на Земле после Вас. Попробуйте испытать восхищение богатством и совершенством внутреннего мира ребенка и стать хотя бы немного ему ближе, чтобы глубже понять его».
Задачи семейного воспитания
Нарушения в личностном развитии ребенка, появление отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, нередко допускают серьезные ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях делового и межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.
Все – хорошее и плохое – закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путем подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые воспитывают и развивают в ребенке. Поэтому не возникает сомнения в том, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка источником необходимого жизненного опыта.
Задачи всего воспитания и образования:
-
всестороннее развитие самодеятельной личности и, по возможности, гармоническое;
-
воспитание человека как члена общества в среде товарищей и сверстников, детских обществ, союзов и кружков;
-
воспитание человека в связи с внешней природой, среди природы, при помощи природы, как ее члена.
Каждый младенец есть результат деятельности родителей, жизни предков, жизни и деятельности нации и всего человечества, насколько оно представляет собой связное целое. Но при этом каждый подчинен своей особой наследственности, в каждом живут его родители, близкие и отдаленные предки, каждый отличен от других, оригинален. Природное различие детей влечет неодинаковость реакций детей на впечатления, реакции каждого ребенка своеобразны. Каждый родившийся есть творец новой жизни, и его творчество новой жизни начинается с момента рождения, с оригинальности его реакций на впечатления, которая постепенно будет выясняться. В этом заключается исходный пункт всего семейного воспитания.
Так как каждый родившийся организм своеобразен вследствие особенной наследственности, поэтому и нужно выследить и понять эту своеобразность.
Поэтому родителям и воспитателям довольно долгое время придется быть не столько руководителями развития родившегося организма, сколько тщательными и совестливыми его наблюдателями. И не только нужно наблюдать, но и изучать, к чему дитя тянется и отчего отворачивается, чтобы понять его индивидуальность.
О наблюдении за детьми
Встречаясь ежедневно, почти на каждом шагу, с какими-либо явлениями, мы до того привыкаем к ним, что не обращаем на них ни малейшего внимания. Явления могут быть велики, грандиозны, поразительны, но мы остаемся к ним равнодушными, проходим мимо, не замечая их. Частая повторяемость явлений притупила впечатлительность нашего ума к ним, подавила любознательность по отношению к таким вещам, не удивляться которым, кажется, невозможно. Когда привлекательность и важность явлений утрачиваются, мы смотрим на них нередко как на источники и причины наших беспокойств и забот, не только не наблюдаем и не изучаем их, но прямо стараемся отделаться, устраниться от них, насколько это возможно. Таким, к сожалению, нередко бывает отношение родителей к своим детям.
Практическое значение рассматриваемого факта состоит в том, что отдельная личность может быть правильно понята только тогда, когда известна ее история развития в первые годы. Родители, желающие наблюдать своих детей, признающие важность этих наблюдений, должны непременно запастись некоторыми предварительными сведениями о физическом и психическом развитии детей.
Родители, плохо наблюдающие за своими детьми, не знают, когда какое-либо особенное впечатление, благоприятное или неблагоприятное, западает в детскую душу, пускает в ней ростки, укрепляется; они узнают о таких явлениях только тогда, когда запавшие в душу впечатления уже развились, окрепли, сформировались. В случае неблагоприятного характера этого явления родители начинают с ним борьбу, принимая меры к его искоренению. Но, не зная, как возникло явление, какие условия содействовали его развитию, родители не в состоянии придумать целесообразные меры к устранению недостатка, действуют наугад, часто невпопад и только раздражают детей. Начинается взаимное недовольство и непонимание между родителями и детьми.
Пока тщательным наблюдением будут выясняться свойства личности, ее природная индивидуальность, будет постепенно вырисовываться другая существенная задача семейного воспитания – необходимость расширения индивидуальности.
Каждая индивидуальность ограничена, ей присущ данный вид свойств и деятельностей далеко не исчерпывающих всех возможных человеческих свойств: у индивидуальности обыкновенно бывают некоторые свойства слабые, недостаточные. Недостатки и недочеты личности есть ее естественные свойства, поэтому к ним нужно относиться терпеливо, спокойно, без всякого гнева и раздражения. И следует помнить: борясь с недостатком, нужно постоянно опасаться, как бы не ослабить связанного с ним ценного качества (недостатки часто составляют только обратную сторону хороших свойств, например, нерешительность и боязливость – осмотрительность при сложности положения, необычайная раздражительность – тонкая чувствительность и т.д.). Расширение индивидуальности новыми желательными свойствами требует очень больших хлопот: многих строго обдуманных и последовательных упражнений, направленных к одной цели, и отыскания, по возможности, хотя бы слабой опоры в свойствах индивидуальности для созидания нового желательного свойства.
Крупнейший недостаток семейного воспитания есть весьма малое изучение природы ребенка, малое к ней уважение, а потому полное подчинение ребенка какой-нибудь искусственной схеме, придуманной родителями по разным практическим соображениям.
Схема А: Превращение детства в подготовительный период к следующему, школьному возрасту.
Детство само по себе не уважается, оно не имеет никаких прав, ничего самостоятельного, оно только маленькая станция на пути к дальнейшим возрастам, и чем меньше на ней останавливаться, тем лучше. Такой взгляд на детство сразу ставит ребенка в неестественное положение: занимайся не тем, что тебе любо и дорого сейчас, а тем, что тебе понадобится через несколько лет; веди себя не как 5-6-летнее дитя, а как 9-10-летнее, думай о школе, пренебреги настоящим, живым и веселым, и перенесись в будущее. От ребенка требуется скороспелость, недетская рассудительность и усидчивость.
Схема Б: Особенная энергия в развитии одной какой-либо стороны в воспитываемом и малое внимание ко всем другим.
Например, есть родители-гигиенисты, интеллектуалисты, эстеты, набожные, практики, выше всего ценящие в ребенке какую-либо одну категорию свойств, кажущихся им самыми важными, и на прочие обращающие мало внимания.
Схема В: Семейный эгоизм и ограниченность кругозора.
I. Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой 8 декабря 1995 г.):
Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
/Конституция Российской Федерации (с изменениями от 9 января 1996г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.)/.
Статья 38.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
II. Закон Российской Федерации об образовании:
Статья 18. Дошкольное образование
1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. (Пункт утратил силу с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования (в редакции Федерального закона от 25 июня 2002 года Л/е 71-ФЗ, вступает в силу с 28 июня 2002 года).
Поразмышляйте, пожалуйста, над словами писателя А.Платонова: «Чтите своего ребенка. Ему суждено остаться на Земле после Вас. Попробуйте испытать восхищение богатством и совершенством внутреннего мира ребенка и стать хотя бы немного ему ближе, чтобы глубже понять его».