Ребёнок-лидер

Ребёнок – лидер

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос часто беспокоит многих родителей, мечтающих вырастить из своих детей будущих руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – это вопросы, стоящие перед родителями и воспитателями дошкольных и школьных учреждений.

Лидер – это не тот, кто добивается успеха наглостью, силой и угрозой. Лидер – это человек, ставящий перед собой цели и умеющий достигать их, это коммуникабельный и самодостаточный человек, способный вести за собой коллектив.

Предпосылкой для развития лидерских качеств в ребёнке могут быть заметная активность ребёнка, инициативность, любознательность, упорство, общительность.
Некоторые психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него подобие лидера. Но, несмотря на то, что лидерами в жизни становятся далеко не все, родителям всё же нужно уделять время и силы развитию лидерских качеств в ребёнке. Это важно потому, что даже если ребёнок в будущем не способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

Психологи советуют:

  • Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  • Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждые пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка.  А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  • Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.

Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.

  • Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

По каким качествам ребёнка можно распознать в нём будущего лидера:

  • Ребёнок имеет какое-то захватывающее увлечение, хобби.
  • При неудаче малыш не очень-то огорчается и не бежит в слезах, а спокойно и упорно пытается преодолеть проблему, делая выводы и приобретая необходимый опыт.
  • Ребёнка интересуют семейные дела.
  • Он умеет находить интерес и пользу в том, в чём другим бы и в голову не пришло.
  • Он коммуникабелен и дипломатичен, легко идёт на контакт.
  • Ребёнок не обидчив, не завистлив, дружелюбен.
  • Ребёнок-лидер не приказывает, а увлекает в игру сверстников, умело всё объясняет, не конфликтует.
  • Он всегда чем-то выделяется, притягивает к себе.
  • Имеет свой стиль мышления, склонен к планированию и просчитыванию разных вариантов (это можно уже заметить в 3-4 года).
  • Ребёнок-лидер не ждёт, когда для него организуют игру: он может занять себя сам.

Маленькие лидеры наблюдательны. Они проявляют интерес к особенностям человеческих отношений и могут выступать в роли посредника при разрешении детских конфликтов.

  • Лидера-школьника — видно сразу, его не выбирают официально и не назначают, но ему доверяют и учителя, и одноклассники. У такого школьника можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого или помочь кому-то из сверстников хорошим советом.

Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:

  • лидер оказывает поддержку, а не настаивает
  • лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
  • лидер умело контактирует с окружающими
  • лидер умеет убеждать других
  • лидер формирует своё окружение
  • лидер умеет организовывать людей для общего дела
  • лидер умеет планировать, а после этого – действовать.

Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями, а предоставить пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?
Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  • Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель — особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их авторитет. Помогает фраза: «Когда будешь взрослым — будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  • Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют — тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  • Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству.
  • Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком. Договаривайтесь с ребёнком в поисках компромисса, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.
  • Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье происходит соревнование между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите детей помогать друг другу, а не соперничать.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке — было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.