Развитие лидерства в ребенке
Ребенок – лидер! Кому из родителей не приятно было бы это услышать? Но, чтобы добиться этого, нужно родителям и воспитателям дошкольных учреждений приложить немалые усилия, которые будут хорошим подспорьем в подготовке ребенка к взрослой жизни. Вера в собственные силы, отсутствие страха перед трудностями и готовность решать каждодневные проблемы могут помочь человеку добиться многого.
1. Лидерство и счастье.
Лидерство, успех приносят людям нагрузку, стресс, уверенность в себе в случае удачи, а счастье – это нечто другое: личные и семейные взаимоотношения, путешествия, здоровье, познание мира… Кто-то счастлив, имея минимум, а кто-то хочет обладать Вселенной. Но крайности всегда опасны, потому что «крайность» от слова «край», «на краю» – как бы не сорваться с края! Все же о развитии лидерства в ребенке, потому что лидеры, несмотря на большую эмоциональную стрессовую нагрузку, которую они несут, тоже могут построить своё счастье не в ущерб успеху. Успех, в том числе и финансовый, может быть хорошим подспорьем в жизни человека, если разумно к нему относиться, не бояться высоких взлетов и падений «с облаков на землю». Слово «лидеры» можно причислить к двум категориям: лидеры в спорте, в искусстве – люди, добившиеся своих личных побед – это одна категория, и лидеры стран, партий, бизнеса и т.д., то есть люди, руководящие другими людьми. Основное предназначение лидера в социальной среде – это управление людьми. Лидерство заложено во всех с рождения.
Маленькие дети очень любознательны, чего только стоят эти вечные вопросы «почему?». К тому же дети любят внимание к себе, а иногда и настаивают на этом внимании. Но не все дети могут стать лидерами вследствие случайных жизненных обстоятельств, от которых никто не застрахован, вследствие воспитания и даже вследствие своего взгляда на жизнь, сложившегося « методом проб и ошибок» во взрослом возрасте. Родители, при желании, могут попробовать развить качества лидера у ребенка.
2. Главные качества лидера.
Главные качества лидера – инициативность и ответственность. Поэтому на первых порах развития лидерства нельзя подавлять инициативу ребенка. Напимер- Ребенок сам, в отсутствие родителей, захотел помыть тарелку и разбил ее. Ни в коем случае не надо ругать его за это, а если самому ребенку трудно убрать осколки, нужно помочь ему, немного сожалея о разбитой тарелке, но одобряя эту инициативу и говоря: «Какой ты молодец, что взялся помыть посуду! Мне так нужна была твоя помощь! Жаль, что разбилась тарелка, но ничего страшного в этом нет!» Или ребенок вывел на улицу собаку без поводка и потерял ее. Это большая утрата для всех членов семьи! Но и здесь не паника должна стоять на первом месте, а терпеливая помощь ребенку в поисках собаки и одобрение его инициативы. Он уже сам понял, что совершил ошибку, переживает и, вероятно, больше не совершит ее. Нужно объяснить, что ошибка не в том, что он пошел самостоятельно гулять с собакой, а в том, что переоценил себя, надеясь на свои силы, не учел характера собаки и вывел ее без поводка. Так нужно поступать с любой инициативой, проявленной ребенком, т.е. никогда не пугать его своей негативной реакцией на неудачное завершение дела и тем более, не унижать его прозвищами «неумеха», «растяпа» и другими, сказанными сгоряча, словами: «О чем ты думал, когда делал это?», «У тебя есть голова на плечах?», «Вечно у тебя всё не так!»… Это не означает, что нужно фальшивить и скрывать свое огорчение в более важных промахах ребенка, но важно поддержать его, ведь все мы любим, когда нас поддерживают в трудной ситуации. А это – ваш ребенок, надо перенастроить себя на то, что ребенок хотел сделать хорошее и дать понять ребенку, что его «хорошее» правильно понято и одобрено, а ошибки бывают у всех. Правильная оценка человеком себя – это тоже путь к успеху. Иногда инициативу ребенка в семье можно спровоцировать, говоря, например: «Как хорошо было бы, если бы кто-то сейчас принес маме воды, она хочет пить». И обязательно одобрение за любую инициативу: «Ты хороший, талантливый, умный, просто иногда совершаешь неправильные поступки, но ты всему научишься!». Одобрять инициативу ребенка и баловать его – это разные вещи. Например, приучая его к дисциплине, хорошо бы показывать свой пример ребенку. Возьмем, к примеру – телефоны, в которых есть интернет-игры. Конечно, ребенок ищет в интернет-играх удовольствия, а не обучения. Возьмите за правило, собираясь за обеденным столом, всем членам семьи оставлять свои телефоны в другой комнате и не реагировать на звонки и сообщения. Сделать ответный звонок можно и после обеда. Ребенок, глядя на родителей, быстро усвоит эту привычку и поймет, что какое-то время можно обходиться и без телефона « под рукой». Это правило является одним из шагов к важной составляющей успеха – свободе от зависимостей.
3. Что помогает развитию лидерства в ребенке?
К развитию инициативы и ответственности у ребенка ведут дисциплина, спорт, занятия в различных кружках. Особенно хорошо помогают занятия спортом: формируется выносливость физическая и эмоциональная. Ребенок учится «не вешать нос», когда проигрывает и продолжает тренироваться далее для достижения успеха. Он закаливается на маленьких поражениях и это пригодится ему в жизни, потому что путь к успеху и лидерству никогда не бывает ровным. Не стоит формировать у ребенка ложную картину мира, в которой все может достаться без усилий. Он не должен думать, что если закатит истерику, будет стучать ногами или попросит что-нибудь, то по первому требованию это получит. Примером может являться воспитание будущих царей в России. Ребенок, который должен был унаследовать трон, более ограничивался в развлечениях, чем его братья и сестры, много обучался разным наукам, был приучен к жесткой дисциплине. Так воспитывался будущий император, который сможет управлять людьми и государством. Для ребенка слово «трудно» – не должно означать «плохо». Воспитание ребенка требует от родителей действий, которые напрягут его эмоционально, создадут необходимые трудности, а потом это воздастся самодисциплиной, пунктуальностью, ответственностью, лидерством, успехом.
«Хочешь быть лидером, будь готов к тому, что с тебя спросится больше, чем с других!».